Не знаю, как у других, а в моей жизни приключается иногда что-то вроде тематических отрезков. То есть меня начинает заботить какая-нибудь тема. Появляется она, а потом начинает поддерживаться разными событиями, которые или напоминают об этой теме, или подталкивают к разрешению поставленных в рамках нее вопросов. Одна из таких тем всплыла недавно.На днях состоялся глупый разговор с одной моей коллегой, который проиллюстрировал мое недавнее заключение: Не стоит верить словам, поступки правдивее. Звучит вроде поговорки или назидательной надписи не очень хорошего качества. Но что есть, то есть - примерно так я для себя и сформулировал то, что сейчас попробую описать.
Вообще, слова часто мешают. Два человека могут говорить друг с другом и понимать сказанное по своему. Несчетное число раз на меня обижались за мои высказывания при том, что я не имел в виду ничего дурного. И только новое нагромождение слов позволяло мне оправдаться. Человек, как мне кажется, обладает поразительным качеством понимать других исключительно по своему или строить фразы, которые нередко оказываются как минимум двусмысленными. Это в случае, когда человек искренен в своих высказываниях. Что же говорить о тех случаях, когда он просто врет? Такой вариант даже рассматривать скучно ;). А еще... редко, но со мной приключались такие случаи, которые показывают или несовершенство слов, или меня, как никчемного пользователя этими словами. Бывало, что я вдруг находил ответ на какой-нибудь вопрос, который занимал меня очень длительное время. Вопросы эти, как правило, невещественные, относящиеся к чему-то эфемерному, а потому ответы на них так же возникают скорее в виде ощущений. Ну и конечно тут же хочется с кем-то поделиться этим ответом :). А так как пустить в свою голову другого человека невозможно, а равно невозможно вытащить какую-нибудь из своих мыслей и положить ее в голову другого, то приходится пользоваться словами. Я начинал, как правило, пылко (многие, кто знает меня удивятся тому, что я умею что-то делать пылко ;) и тем не менее... "пылко") описывать свои мысли. И в какой-то момент начиналось очень неприятное - я ощущал, как смысл теряется с каждым сказанным словом. Мало того, что человек, которому я рассказывал, не понимал меня так, как я хотел того, сам я начинал терять то ощущение, которое когда-то было ответом. Понятно, что речь идет о моих тараканах, но может кому-то знакома такая ситуация.
Но есть способы общения без слов. Как мне кажется, гораздо более совершенные, чем слова. Эти способы - те или иные поступки. По сути неважно в каких условиях совершались поступки, в любом случае ими человек общается с другими. В голову приходят несколько ситуаций, в которых поступки раскрывают человека. Это ситуации, связанные с экстримом в той или иной степени. Ясно, что в случае опасности люди раскрываются лучше, чем где-либо. Уверен, что в сексе происходит примерно то же самое, даже если он не слишком экстремален :). Поведение водителя на дороге - отличный способ общения с другими людьми. Я занимаюсь с инструктором по вождению. С первых же выездов в город этот способ общения меня очень порадовал. Может я ошибаюсь, но поведение на дороге кажется чем-то вроде концентрата отношения конкретного человека к другим людям. Невозможность использовать слова заставляет участников движения пользоваться чем-то вроде жестов: скромно мигать поворотником, просясь перестроиться; нагло лезть, стараясь выдавить; осадить наглеца коротким нервным сигналом или начать бодаться с ним и не позволять выдавливать себя и так далее. В такой ситуации просто невозможно спрятаться за словами. А вот еще случай. Как-то раз мне приходилось ходить на перевязки в поликлинику. Когда я пришел на следующий день после первой перевязки, выяснилось, что бинт прикипел к ране. Медсестра дала мне банку с фурацилином и велела отмачивать повязку. Толку от этого отмачивания было мало. Медсестра посмотрела мне в глаза. Я ее понял без слов. Не используя слов дал ей согласие. И она рванула :). И все это без слов, жестов и кивков - одними глазами. Лично мне такое общение кажется более совершенным ;).
Конечно, вероятно, я неправ, но это мое мнение. Слова идеально годны только для того, чтобы вам передали соль или перец и так далее. Когда речь идет об описании чего-то более сложного, требующего правдивой передачи, слова оказываются несовершенным орудием.


Ср, 03/10/2010 - 02:26
Да.Все вышеперечисленное можно рассматривать как минимум в двух плоскостях.
По статистике слова передают только 10-30 % информации,остальная доля на невербальное общение-"язык жестов".Качество передаваемой информации,ровно как и ее количество и содержание будет зависеть от темперамента.культурного уровня.образованности .грамотности речи,способности самовыражаться и т.д.Одну и ту же информацию передаст доктор наук и ребенок 13 лет.Да и восприятие информации из одного источника будет зависеть от слушателя.Каждый в силу особенности своей личности отметит что то свое,от чего и будет зависеть общее впечатление.Люди деятельные и активные насыщает свою речь глаголами.Мечтательные и меланхоличные-прилагательными.Даже о силе характера можно судить из процентного преобладания определенного наклонения глаголов.ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ-обычно сопровождает решительных,а когда человек часто применяет"я бы...",понятно что неуверенности в нем больше чем хотелось бы.
Человек склонный к подчинению говорит"нужно..меня просили..мы должны".И это все только о смысле "сухих"слов,скажем если бы они были просто написаны.
А вот если ко всему этому добавить интонацию голоса,паузы и акценты расставляемые в разговоре,пронзительный взгляд,улыбка.изменение положения тела,высота,тембр голоса.....тут открывается целый мир!И опять таки же многое зависит от темперамента лектора.Есть люди чей ни единый мускул не дрогнет при передаче даже самой эмоциональной информации.а есть и такие что могут описать свой поход за хлебом как вторую мировую и т.д.Я по своей сути придаю большое внимание мелочам.Когда происходит общение я мимо воли наблюдаю не столько за говоримым текстом,сколько за всем тем что его сопровождает.Нередко после определенного разговора у меня создается картинка истинного смысла,не того что собеседник хотел чтобы услышали или наоборот,чтобы наконец разглядели то что он не может сказать открыто.После этого как правило от меня следует ряд вопросов которые либо убедят меня в правдивости моих заключений и обезоружат собеседника полностью,либо заставят пересмотреть мою непредвзятость и объективность.
А по поводу "понимания без слов"есть тоже несколько моментов.Я очень люблю их и когда они возникают,появляется ощущение невидимой ниточки которая связывает этих людей.А уже по поводу чего информировали глаза и будет зависеть длительность ,направленность и характер установленной связи
Часто люди мыслят и говорят в одном направлении если между ними уже существует мощная эмоциональная связь,прожили длительное время вместе,одержимы одной и той же идеей,находятся на одном социально-культурном уровне или один очарован другим и "глотая "каждое слово догадывается каким будет следующее.Конечно же существует процент экстрасенсорных паранормальных связей-но тут энергетический уровень и тонкость восприятия должна быть на максимально высоком уровне.А это,к сожалению,встречается не часто.
Исходя из всей аморфной массы сказанного мною могу точно сказать,что люди с которыми возникает такое эмоциональное единение и понимание становятся для меня ближе и роднее,дальше я стараюсь строить отношения с ними чтобы понять совпадение ли это или действительно "родная"душа.Когда люди находят ту родную душу(а это ,увы,так редко)по истине должны испытать величайшее наслаждениее и счастье.
Втр, 03/02/2010 - 22:39
Полностью согласна с Максимом. Очень часто доверяешь словам, даже если поступки говорят о другом. Особенно пример с участниками движения удачен.
Слова это просто слова, человек подбирает слова прежде чем сказать. А поступки, жесты все таки выдадут что скрыто у него внутри.
Ср, 02/03/2010 - 01:44
Забавный у тебя блог, Максим!
слова - это мощная, почти ни с чем не сравнимая сила. Словом можно влиять - возвысить человека или, наоборот, убить... Впрочем, как и бессмысленное махание руками, слово может только удивить окружающих:) А может поднять массы на революцию :) Поступки, конечно, чаще бывают правдивее. Но это не только из-за осознанной лжи говорящего, но и из-за того, что слова передают эмоции, настроение, желание, фантазию в конкретный момент, причем передают быстро, спонтанно. А на поступок нужно время, как правило (исключение составляет вспышка гнева и мгновенный удар топором в состоянии аффекта:)). А время дает возможность обдумать, все взвесить и совершить ПРАВИЛЬНЫЙ поступок. Так вот, обдуманное, взвешенное слово - это тоже поступок. Ура тебе!
Чт, 12/24/2009 - 18:15
...вот уж и впрямь "тематический отрезок" :)!
ну точно как у Вас ".. а потом начинает поддерживаться разными событиями, которые или напоминают об этой теме..".
опять встретилась цитата о силе слова:
"слово - огонь, прикраса неправды. но кто не согрешает в слове, тот человек совершенный".
\апостол Иаков\
Чт, 12/24/2009 - 17:34
хм... прочитал ту часть написанного мною, что касается истории с медсестрой... верно... выглядит двусмысленно :) но менять ничего не буду, пусть остается как есть...
Ср, 12/23/2009 - 14:10
попала на глаза следующая цитата. не могла удержаться, чтобы не написать здесь.
" Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться .., а вереницу прочно упакованных СИЛЛОГИЗМОВ, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго и сам Аристотель." (?!)
Втр, 12/22/2009 - 11:49
"..слова часто мешают.." (цитата)! Согласна, но... бывает и по-другому. слова несут больший посыл, когда они написаны. обдуманы и написаны (не мне Вам рассказывать :) ). "написанными" словами можно заменить (лучше сказать восполнить или дополнить) многое - запах, прикосновения - они даже ещё нежней. т.к. ничто не отвлекает внимания. и собственными словами создается образ, картина мысли.. (из личного опыта ;)).
з.ы. а про медсестру, которая "рванула" после молчаливого согласия - я была в некотором шоке, а уж потом только поняла О ЧЁМ Вы :))).
или же всё-таки о..???
Сб, 11/14/2009 - 02:01
а когда к тебе приходит понимание некоего события, которое ты постигаешь чувством, обдумаванием, а нередко и опытом( как правило неприятным - вспомним байку о Ньютоне), то донести это до другого человека очень сложно. это складывается по ряду причин. во - первых, каждый из нас иммет свой опыт и свою философию - систему мировоззрений. не всегда ваша позиция и позиция другого человека совпадает. " у каждого своя правда" - помните? эта очень емкаяфраза часто помогала мне понять другого человека. во - вторых, а насколько вы сами готовы открыться для откровения. поверьте, именно этот факт и мешает нам понимать друг друга. недоверие, которые мы культивировали в себе сами или при помощи дугих, дает со временем о себе знать, и мы перестаем доверять и быть откровенным дже с собственным отражением в зеркале, что уж говорить о том, чтобы открыть свои мысли другим людям. вы не замечали, что с теми людьми, с которыми мы наиболее близки, мы менее всего открыты? вспомните свои первые дни с женой, подругой, или кто там у вас? ведь вы были более открыты. и что стало со временем? откуда проявилось то недоверие, то стеснение, абсолютно непонятное, необъяснимое и нестественное? вы говорите о сексе, а готовы ли вы на эксперименты и познание чего - то с вашим партнером - уже известным человеком? нет! так что же говорить о чужих людях, а тем более о коллегах, которые или зависимы от вас или являются вашими конкурентами? попуробуйте не сбивать людей пылкостью, тем более, что вы говорите о том, что это несвойственно вам. попробуйте быть искренним. может это поможет донести ваши мысли. а самое главное - хорошо бы быть последовательным, хотя во всей этой ситуации - это самое трудное.
Втр, 11/10/2009 - 17:51
Возможно Вы уже обладаете большим, нежели "просто соль". Мне кажется, уж простите - Вам скучно брать предложенное, Вам этого мало. Вы жаждете недоступного. Мне нравится как Вы пишете, хотелось бы еще понять как Вы думаете на самом деле)
Втр, 11/10/2009 - 16:42
Написанное мной - это очередная попытка, может бессмысленная, получить нечто чуть большее, чем просто соль :).
Втр, 11/10/2009 - 12:33
"Конечно, вероятно, я неправ, но это мое мнение. Слова идеально годны только для того, чтобы вам передали соль или перец и так далее. Когда речь идет об описании чего-то более сложного, требующего правдивой передачи, слова оказываются несовершенным орудием. " Значит в данный момент Вы либо лжете, либо тема эта Вам глубоко безразлична и неинтересна? И все сказанное выше - не более чем набор слов для "передачи соли"?
Есть те, с кем достаточно взгляда. И рука, лежащая в руке скажет больше, нежели потоки фраз. Как быть с большинством, с теми, кого понять и после длительных рассуждений невозможно?
Порой, рядом с кем-то, кто близкок-можно отключить голову, и слушать мягкие переливы голоса, ловить интонации, отключить весь мир и слушать. Без слов было бы тоскливо.
Чт, 11/05/2009 - 04:17
Да, отчасти вы правы....эмоции в карман не спрячешь (надо учится прятать-это иногда полезно).Но фишка некоторых людей заключается в том, что словесные выражения являются для них фетишем. Этаким наслаждение-извращением для ума. Да уж, психология-очень интересная наука....
Отправить комментарий